Как расположить педали эффектов

Как расположить педали эффектов

Пополняя арсенал гитарных эффектов, следует учитывать некоторые нюансы.

Рано или поздно почти каждый гитарист начинает использовать педали в своем творческом процессе. Поначалу это может быть всего одна педаль — эффект «дисторшн», который перегружает гитару, или например ревербератор, создающий эффект пространства.

Но в какой-то момент радость экспериментов с гитарным звуком может превратиться в манию: педалей становится все больше, а цепь эффектов становится все менее упорядоченной. Множество педалей и проводов создают массу всевозможных комбинаций. Как правильно упорядочить эффекты, чтобы все звучало именно так, как нужно именно вам?

Сразу хочется отметить, что здесь нет жестких и однозначных правил. Зачастую музыкальный гений рождается вне рамок, когда музыкант следует только своему слуху.

И все же существует общая концепция насчет взаимодействия усилителя и педалей эффектов, которая может помочь в формировании сигнального тракта.


Итак, вот какие моменты следует учитывать при подключении педалей к вашему усилителю:

Эффекты усиления

Эти устройства используются скорее для повышения уровня сигнала, чем для изменения звучания. Среди них: предусилители, компрессоры, педали перегрузки (как, например, MTG Tube Distortion), «вау-вау» и эквалайзеры, хотя последние имеют особенности, о которых расскажем чуть позже. Педали перегрузки наполняют сигнал гармониками, поэтому другие эффекты, расположенные после этих педалей, начинают работать более интенсивно. Педаль «вау-вау» представляет собой определенного рода эквалайзер с подвижной частотной полосой, что позволяет создавать различные эффекты. Обычно «вау-вау» подключают после устройств усиления, таких как дисторшн или предусилители, однако легендарный Jimi Hendrix подключал свою «квакушку» перед педалью перегруза, поэтому здесь решать вам (напоминаем, что строгих правил нет).

Эффекты задержки и модуляции

Это педали, которые комбинируют исходный сигнал с его копией, смещенной во времени. В это семейство входит несколько примечательных пространственных эффектов: хорус (например, Fender Bubbler Chorus), фленджер, питч-шифтер и дилей. В отличие от педалей перегрузки, эти эффекты в большинстве случаев предпочтительнее подключать через так называемую «петлю эффектов» усилителя (т.е. после предварительного каскада и перед оконечным каскадом), если она есть, чем напрямую между гитарой и усилителем.

Ревербераторы

Мы выделяем ревербераторы за их более естественное пространственное звучание, которое заметно отличается от монотонного и искусственного характера дилея. Как правило, педали реверберации размещают последними в цепочке эффектов, однако возможно получить некоторые особые эффекты, подключая ревербератор немного раньше в сигнальном тракте (хорошим примером является звучание малого барабана с эффектом «Gated reverb», который был столь популярен в 80-е). Педаль Fender Tre-Verb Digital Reverb/Tremolo как раз отличается достаточной гибкостью, поэтому вы можете пробовать располагать ее на любом участке сигнальной цепи.

Другие эффекты

Не все гитарные эффекты строго подпадают под вышеописанные категории, однако это не отменяет разумного подхода к выбору их расположения. Эффекты сдвига фазы (Phase shifter) по звучанию схожи с фленджерами, хотя они основаны скорее на эквализации, чем на изменении сигнала во времени; тем не менее, оптимальным их расположением будет рядом с эффектами задержки (после устройств усиления/перегрузки и до ревербератора). Октаверы являются разновидностью питч-шифтеров, следовательно, их также можно располагать рядом с эффектами задержки. Эксайтеры предназначены для того, чтобы оживить ваш звук, сделать его ярче, поэтому имеет смысл подключать их в конце тракта, прямо перед ревербератором. Педали типа «нойз-гейт» устраняют нежелательные шумы, поэтому их место — также в конце цепи, обычно перед ревербератором, разумеется, если вы не хотите, чтобы затухающее эхо реверберации внезапно прерывалось.

Эквалайзеры

Особый случай. Эквалайзер — это своего рода эффект усиления, но не всего сигнала, а определенной его части. Обычно эквалайзеры используются не для изменения характера звучания, их в основном применяют для корректировки частот, которые могли ослабнуть где-то в цепи эффектов, или в тракте звукового оборудования. Таким образом, эквалайзеры могут располагаться в любой точке сигнальной цепи, как того требуют обстоятельства.

Помните, что это лишь общие рекомендации, а не строгие правила. Ваше творчество можно обогащать не только количеством эффектов, но и различными способами их подключения между собой.

К списку новостей Следующая новость